История школы № 4 в истории Калининградской области

Без четверти сто лет


Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем

Конфуций

Школа № 4 г. Калининграда – одно из старейших учебных заведений Калининградской области. Расположена в тихом уютном уголке Центрального района города. Основанная в первые послевоенные годы, росла и развивалась, менялась со временем, взрослела и мудрела вместе со своими учениками и учителями. Сегодня, в год 75-летия со дня основания нашей школы, совпавший с годом образования в составе РСФСР Калининградской области, мы предлагаем вам ознакомиться с историей и творчеством нашей любимой школы, в которой причудливо переплелись самые разные страницы: яркие и прозаические, интересные и обыденные, радостные и не очень… Мы говорим большое спасибо всем тем, кто в разные годы был рядом с нами, заботился и помогал, а также всеми своими мыслями был со школой. Ведь именно благодаря человеку и его труду наша школа стала такой, какая она есть сегодня.

Итак, мы начинаем наше повествование…

Часть I. Летопись времён.

1940-е годы

Первое упоминание о нашей школе в архивных документах датируется 18 июля 1946 г., когда был подписан акт о передачи имущества между представителями КЭЧ (Квартирно-эксплуатационной части) Калининградского района и 93-го ОМСБ (отдельного местного стрелкового батальона) с одной стороны, и представителем Гражданского Управления, городским отделом народного образования (далее – гороно) и школой, с другой стороны.

Согласно этому акту занимаемое ранее военными и переданное школе имущество в комплексе зданий по ул. Комендантской, 56 (ныне – ул. Чернышевского, 56-а, принадлежащее БФУ им. И. Канта) представляло собой довольно печальное зрелище. Несмотря на состояние главного 4-х этажного здания общей площадью 6,2 тыс. кв. м., признанного удовлетворительным, наличие центрального отопления и электрического освещения, неисправными были водопровод и канализация. Правое крыло здания требовало восстановления, ремонта полов и кровли. Для дальнейшей эксплуатации требовались ремонт, замена 70 % окон, дверей, штукатурка и побелка. В здании имелся пищеблок, зрительный и спортивный залы. Кроме основного здания школе были переданы баня полезной площадью 200 кв. м. и караульное помещение в неудовлетворительном состоянии, проходная будка и газоубежище.

Таким образом, за полтора месяца до начала учебного года здание школы № 4 еще не было готово принять своих первых учеников…

1.jpg Первое здание нашей школы имеет очень богатую историю. Оно было построено на самой окраине района Миттель-Хуфен в 1910 г., размещалось по адресу Штегеман-штрассе, 56, и принадлежало сразу двум школам: Народной школе для мальчиков, носившей имя профессора и ректора Кенигсбергского университета К.Я. Крауса (1753-1807) и Народной школе для девочек, носившей имя видного немецкого писателя, обер-бургомистра Кенигсберга Т.Г. фон Гиппеля (1741-1796). Несмотря на то, что здание было спроектировано в стиле неоклассицизма, его внешнее оформление изобиловало и чисто барочными элементами: располагавшиеся по обеим сторонам фасада подъезды (один использовался мальчиками, а второй – девочками), образованные поддерживаемыми колоннами монументальными порталами, были украшены свитками, гербами, вазами с фруктами, изображением сов.

Интересно, что уже в начале ХХ века современники считали эти декоративные элементы устаревшими и никак не связанными с духом школы. Продолжением порталов подъездов являлись два мощных выступа (ризалиты), уходившие вверх до самой крыши. Каждый разделялся четырьмя пилястрами, между которыми находились окна. Четырёхэтажное здание завершала крутая черепичная крыша, увенчанная башней с часами. Внутреннее оформление школы было довольно простым и, вместе с тем, строгим. На каждом этаже проходил широкий коридор, по обе стороны которого находились классные комнаты. Широкие окна создавали должное освещение. С южной стороны школы находился блок с гимнастическим залом.

В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало. Исчезла и башня с часами, которые были восстановлены вновь лишь в 1990-е годы…

6 августа 1946 г. был издан приказ № 3 по Калининградскому городскому отделу народного образования «О мероприятиях по реорганизации Первой Средней Школы гор. Калининграда в Мужскую Среднюю Школу». В соответствии с пунктом 1 этого приказа директору 1-й средней школы Павлову Г.И. было поручено «произвести распределение учащихся для передачи всех девочек в 4-ю Среднюю Женскую Школу», а согласно пункту 3 – «передать директору 4-й Средней Женской Школы по акту все списки, личные дела, характеристики учащихся, заявления на вновь поступивших в школу учащихся девочек и весь свободный школьный инвентарь (парты, столы, стулья, шкафы и т.п.)».

Таким образом, первым учебным годом для нашей школы стал 1946-1947. Первым директором был Николай Степанович Воронков. Однако уже в том же учебном году на этом посту его сменила Мария Павловна Антипова, а сам Н.С. Воронков продолжил свою работу в школе уже в качестве учителя математики. Первыми учителями в школе были преимущественно жены военнослужащих, зачастую не имевшие педагогического образования. С момента основания школы в 1946 г. и до выхода на заслуженную пенсию в 1978 г. в ней работали ветераны педагогического труда и Великой Отечественной войны – учитель начальных классов Анна Константиновна Большакова (Лебединская), завуч школы и учитель химии Валентина Васильевна Никонова-Дробилко.

Из воспоминаний завуча школы, учителя химии Валентины Васильевны Никоновой-Дробилко:

«Я родилась 23 февраля 1920 года в г. Колывани Новосибирской области. Никонова-Дробилка В.В..jpgЗакончила Воронежский государственный педагогический институт в 1941 г. по специальности преподавателя химии и биологии средней школы. В годы войны была эвакуирована в Яны-Курган Кзыл-Ординской области, где работала старшей воспитательницей в детском доме.
Затем переехала в Ташкент, где работала аппаратчицей на автогенном заводе. В 1943 г. вместе с заводом переехала в г. Воронеж, вначале продолжала работать на автогенном заводе, а позже перешла работать в систему народного образования. Работала преподавателем химии и биологии в Хохольской средней школе Воронежской области. Затем была переведена в г. Воронеж, где работала в должности инспектора школ Воронежского облоно.
В 1946 г. приказом Министерства Просвещения РСФСР № 1274 была переведена в г. Кенигсберг, в распоряжение Кенигсбергского облоно «для использования на руководящей работе».
27 мая 1946 года – незабываемый день в моей жизни. Я приехала в Кенигсберг вместе со своими коллегами по работе в г. Воронеже – Антиповой М.П., Бондаревской Е.А. и др.
Первое впечатление было потрясающим: вокруг руины, развалины, груды кирпичей, никакого транспорта. Лишь кое-где можно было встретить русского человека. Преимущественно это были военнослужащие. Из местных властей были военная комендатура и гражданское управление.
На вокзале нас встретил представитель гражданского управления -Усанов С.П., вначале нас разместили в гостинице, а через 3 дня мы получили жилье в немецких домах, едва уцелевших от войны.
Меня поместили в доме 109 кв. 3 по ул. Каштановая аллея. Кстати, это был единственный уцелевший дом по ул. Каштановая аллея, все остальные дома представляли собой разбитые коробки.
Приказом по Кёнигсбергскому облоно № 65 от 27 мая 1946 г. я была назначена на должность школьного инспектора гороно. Кстати, в облоно в это время работали всего 3 человека: зав. облоно - Долгачев П.А. и 2 инспектора по кадрам - Антипов М.Е. и Макаров М.И.
Как представитель гороно я присутствовала на первых выпускных экзаменах десятиклассников в школах №1 и №2.
При мне г. Кенигсберг был переименован в г. Калининград.
Летом 1946 г. была горячая пора... Со всех концов СССР стали прибывать специалисты разных профессий, с семьями, с детьми. Нужны были школы, а для них помещения, а город был разбит. Я приняла участие в комиссии по приему здания по ул. Чернышевского, в котором во время войны были военные склады. Это здание было предназначено для школы № 4. В связи с тем, что здание по ул. Чернышевского находилось в одном микрорайоне с местом моего проживания, я была назначена заместителем директором именно сюда.
Более 40 лет работала в школах № 4 и № 43 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Кроме основной работы в школе выполняла общественную работу: неоднократно избиралась депутатом в рабочий и депутатом трудящихся в городской совет; была членом общества «Знание».
57 лет я живу в Калининграде. Город стал для меня родным. Этот город родина моих детей.
Город из руин и развалин превратился в Цветущий Город. Работает много школ и различных учебных заведений. И мне, находясь на заслуженном отдыхе, приятно сознавать, что и я отношусь к ветеранам учительского движения, что и я вложила частичку своего скромного труда в большое дело развития народного образования в Калининградской области».

2 июля 1947 г. по итогам учебного года аттестаты зрелости получили первые 30 выпускниц средней женской школы № 4 г. Калининграда. Аттестат давал право на поступление в высшие учебные заведения СССР. Каждая из выпускниц школы была аттестована по 14 учебным предметам: русский язык, литература, алгебра, геометрия, тригонометрия, естествознание, история СССР, всеобщая история, Конституция СССР, география, физика, астрономия, химия, иностранный язык.

25 июля 1947 г. в Калининграде были образованы четыре городских района (Балтийский, Московский, Ленинградский и Сталинградский, позже разделенный на два – Центральный и Октябрьский). Наша школа находилась в ведении властей Сталинградского района.

На смену М.П. Антиповой 30 августа 1947 г. приказом гороно директором школы была назначена Полина Андреевна Андреева. В целях укрепления здоровья приказом директора в школе была введена обязательная для всех учащихся, начиная с 4 класса, утренняя гимнастика, которая проводилась на школьном дворе в течение 15 минут до начала первого урока. Новый директор школы активно взялся за укрепление трудовой дисциплины.

В эти годы, по воспоминаниям одного из старейших педагогов школы, учителя немецкого языка М. М. Голденко, пришедшей сюда на работу в январе 1948 г., в здании на ул. Чернышевского было очень холодно и неуютно, даже чернила замерзали, но это не было помехой в учебе и труде. В таких условиях был создан хор, которым руководила одна из учениц школы, и этот хор неизменно занимал на всевозможных конкурсах первые места.

Приказом гороно с 6 марта 1948 г. П.А. Андрееву сменила Екатерина Семеновна Ивельская, пытавшаяся, как и предыдущие руководители, наладить хозяйственную жизнь школы и бороться с дисциплинированностью сотрудников.

В мае 1948 г. начал свою работу Калининградский педагогический институт, разместившийся в одном здании с нашей школой. Летом этого года прошел первый набор студентов на факультеты русского языка и литературы, исторический и физико-математический.

31 июля 1948 года приказом гороно на смену Е.И. Ивельской новым директором школы была назначена Нина Васильевна Завалеева.

На конец 1947-1948 учебного года в школе работало 43 преподавателя.

Приказом директора школы от 15 сентября 1948 г. учащимся 8-10-х классов предписывалось внести плату за обучение не позднее 20 сентября. Следует отметить, что обучение в старших классах всех школ, а также в вузах и сузах страны, «учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства», согласно постановлению СНК СССР от 02.10.1940 г. № 1860 и вплоть до его отмены в 1956 г. осуществлялось на платной основе. Стоимость такого обучения в школе составляло 150 рублей в год.

В 1948-1949 учебном году в рамках выполнения закона о всеобуче за школой был закреплен микрорайон, в который входили улицы Чкалова, Шахматная, Трамвайная, Чернышевского, Банковская, Осипенко, Канавная, К. Маркса, Разина, Ростовская, Мастеровая, Каштановая аллея и переулок Чернышевского.

В марте 1949 г. преподаватель истории в 8-10-х классах школы Владимир Васильевич Никаноров (работал в школе с августа 1948 г.) был назначен заведующим Калининградским областным отделом народного образования.

7.jpgВ 1949 г. школа № 4 переехала в свое второе здание на ул. Каштановая аллея, 141 (в настоящее время – областная школа для одаренных детей школа-интернат-лицей-интернат). Это здание по проекту архитектора Э.Р. Арнта было построено в 1913 году в «югендстиле», размещалось на Краус-аллее, 59 (улица названа в честь ректора Кенигсбергского университета К.Я. Крауса, имя которого носила и Народная школа для мальчиков, в чьем здании изначально располагалась наша школа) и использовалось в качестве приюта для глухонемых. В годы Второй мировой войны в нем располагался госпиталь. В 1945 г. с целью увеличения вместимости в здании появилась пристройка. Строение же на ул. Комендантской, 56 было передано Калининградскому педагогическому училищу – нынешнему БФУ им. И. Канта.

1950-е годы

В 1953 г. школа выпустила своих первых медалистов: Виолетта Чернухина удостоилась золотой медали, а Нинель Канайлова – серебряной. Среди выпускников этого года была и Галина Александровна Бокарева, возглавляющая в настоящее время Калининградский морской лицей.

С августа 1954 г. директором школы была назначена Людмила Ивановна Сыщикова, пришедшая в школу в 1952 г. учителем математики и успевшая недолго поработать завучем.

В 1955 г. на работу в школу учителем математики пришла ветеран Великой Отечественной войны Евдокия Петровна Телегина, проработавшая здесь 26 лет.

В 1956 г. школа № 4 переехала в свое третье, специально построенное для этого1956.jpg трех-четырехэтажное здание на ул. Карла Маркса, 65, где размещается и поныне. Строили здание, по некоторым данным, заключенные-строители, благоустраивали сами учащиеся и сотрудники школы. П-образное кирпичное здание было возведено на заболоченной территории. По одной из версий до войны здесь располагался бассейн, по другой – в образовавшейся от ударов авиабомб воронке возник пруд, в котором плавали утки, поэтому на протяжении всего времени существования школе приходится бороться с подземными водами.

Школьная территория располагалась примерно на той же площади, что и сейчас, ограничивалась улицами К. Маркса, С. Разина, Каменной и Каштановой аллеей, со всех сторон была ограждена первоначально тремя видами забора: по фасаду (ул. К. Маркса) – массивным на бетонном основании с металлическими прутьями, с торцов здания – монолитным кирпичным, с противоположной стороны – деревянным штакетником. На школьном дворе учителя с учащимися высадили молодые березки, которые в настоящее время превратились в высокие стройные деревья. Летом на территории строящейся школы в соответствии с приказом директора школы Л.И. Сыщиковой были организованы культурно-массовые мероприятия.

В этом же году произошло слияние мужской и женской школы, юноши и девушки стали обучаться совместно. На 01.09.1956 г. в школе обучалось ровно 800 учащихся (именно столько и было запланировано по проекту здания) в 26 классах-комплектах со 2 по 10 класс. Классы, особенно в начальной школе, по сегодняшним меркам были довольно многочисленные – по 35-38 учеников. Состоялся своеобразный обмен учениками: половина девочек перешла в школу № 1, а половина мальчиков этого учебного заведения перешла к нам, также прошло и обновление педагогического коллектива.

Уже в декабре 1956 г. школа была вынуждена с разрешения гороно перевести один из классов (1 «г») на занятия во вторую смену, поскольку в подвале нельзя было организовать учебные мастерские и для этих целей была задействована классная комната. В это же время школа была официально введена в эксплуатацию.

В апреле 1957 г. на территории школы силами учащихся и учителей началось строительство спортивной площадки, включавшей в себя беговую дорожку, баскетбольную и волейбольную площадки, сектора для прыжков в высоту и длину, для метания гранаты и толкания ядра. За каждым из классов (с 8-го по 9-й) был закреплен свой участок спортивной площадки, работы проводились «методом социалистического соревнования».

В 1958 г. на работу в школу пришли участники Великой Отечественной войны Татьяна Васильевна Богдасарова (учитель истории и обществознания) и Анна Алексеевна Малышева (учитель начальных классов).

Из воспоминаний ветерана школы, учителя истории (с 1958 по 1984 гг.) Татьяны Васильевны Багдасаровой:

Багдасарова Т.В.jpg«Мой педагогический стаж более 35 лет, и все эти годы я бессменно отдала 4-ой школе.
Путь в педагогику начался с момента поступления в Мурманское педагогическое училище сразу после войны в 1945 году. Затем, в связи с переводом мужа в г. Баку, продолжила учебу там, а через год по той же причине я оказалась в г. Калининграде. Здесь я уже закончила педагогическое училище, но заочно. Такой у меня сложный путь в педагогику.
Далее училась снова заочно, но уже в Калининградском педагогическом институте. Обучаясь в нем, я предприняла попытку поступить на работу в качестве учителя начальных классов в среднюю школу № 4.
Опыта не было. Было трудно. И в этом случае меня выручила старейший опытнейший учитель А.В. Бебухова, разрешившая мне посещать ее уроки, благо мы работали с ней в разные смены. И вот я каждый день шла на 1-2 урока поучиться, затем, возвратившись домой, готовилась, а потом уже уверенно шла на работу. Такой режим был у меня почти четверть, и он дал свои плоды. До сих пор я помню и внутренне благодарю свою коллегу за помощь.
Тем временем подходил к концу период обучения в педагогическом ВУЗе, и мне предложили вести уроки истории. Директором школы была тогда Л.И. Сыщикова. Она доверяла мне, и я, мне кажется, ее не подвела.
Было сначала трудно, но опыт работы в начальных классах очень пригодился. Главное было – владеть аудиторией. А что касается содержания преподавания, то недостатков в методической литературе не было. Часто посещала институт усовершенствования учителей и там набирала необходимый опыт и знания.
Пришлось вести факультатив для старшеклассников – «Основы марксистско-ленинской философии».
Мне повезло: меня редко посещали проверяющие, хотя и они серьезных замечаний по работе не делали.
Почти все годы работы в школе приходилось вести общественную работу. Два срока была председателем месткома профсоюза. Трижды выбирали парторгом. В связи с общественным положением вынуждена была заниматься художественной самодеятельностью учительского коллектива, сама посещала районный хор, танцевальный коллектив, организовывала школьные учительские вечера в связи с праздничными днями.
Словом, жизнь была интересной. Я до сих пор жалею о прошедшем времени – времени молодости, творчества, дерзаний и с грустью смиряюсь с настоящим».

В 1950-е гг. за школой были закреплены пришкольный участок и школьный сад на ул. л-та Катина, который охранял числившийся в штате школы сторож. Силами учащихся и педагогов школы были посажены плодовые деревья – яблони, вишни и сливы, а также разбит малинник. Урожай, собираемый учителями и учащимися в школьном саду, шел, в том числе, в школьную столовую, для приготовления компотов и пирогов. Впоследствии школьный сад был поделен между нашей и 40-й школой. К сожалению, в 2000-е гг., в силу ряда обстоятельств, обе школы лишились этого сада.

1960-е годы

В августе 1961 г. директором школы был назначен Сергей Александрович Рогачев, перешедший на это место с партийной работы. При нем продолжилась борьба с затопляемостью школьных подвалов, с помощью учащихся была создана дренажная система, постоянно проводились осушительные работы. В сентябре этого же года в связи с 15-летним юбилеем школы за хорошие успехи в учебно-воспитательной работе была вынесена благодарность 9 учителям.

В июле 1962 г. директором школы стала Любовь Викторовна Базан, работавшая до этого в школе учителем физики и математики. При ней при помощи учителей и учащихся началось строительство спортивного зала. Строительный материал для этого брали на соседних развалинах. Начался процесс политехнизации школы, появились слесарные и столярные мастерские, оборудованные с помощью специалистов калининградских заводов «Кварц» и «Союзгазавтоматика».

В апреле 1965 г. в школе появилась должность заместителя директора по воспитательной работе, которую заняла старшая пионервожатая Т.М. Данилова.

Выпуск 1966 г. был самым богатым по числу медалистов за всю историю школы – нашим ученикам вручили 2 золотых и 5 серебряных медалей.

В мае 1967 г. Л.В. Базан распоряжениями роно и гороно была переведена на должность директора школы-новостройки № 31 в г. Калининграде на ул. Пролетарской, которой и руководила вплоть до 1980 г. В августе 1967 года новым директором школы была назначена Ольга Алексеевна Поляшова. При ней удалось заасфальтировать пришкольную территорию.

В августе 1969 г. директором школы был назначен Пантелеймон Васильевич Ширяев, а О.А. Поляшова перешла на работу старшим воспитателем в школу-интернат № 7 г. Калининграда.

На 01.09.1969 г. в школе обучалось 1217 учащихся, в том числе, 626 – во вторую смену. К осени 1969 г. состояние школьного здания ухудшилось (в приказах по школе оно было признано аварийным). Тогда же начался капитальный ремонт здания с помощью работников РСУ-10, списание старой и приобретение новой мебели.

1970-е годы

В сентябре 1971 г. школа отметила свой 25-летний юбилей.

В 1971-1972 учебном году в школе была введена начальная военная подготовка, а команда сандружинников школы заняла первое место в районных соревнованиях.

С сентября 1973 г. школа перешла на кабинетную систему обучения. Были созданы следующие кабинеты: истории, обществоведения, географии, биологии, математики (2 кабинета), литературы (2 кабинета), русского языка, физики, лингафонный, рисования и черчения, начальных классов.

С 01.08.1974 г. в связи с достижением 60-летнего возраста и выходом на пенсию П.В. Ширяева приказом облоно директором школы в порядке перевода была назначена Валентина Алексеевна Паршина. В сентябре 1976 г. В.А. Паршина перешла на должность директора школы № 1 г. Калининграда, а в 1991-1993 гг. возглавляла совет ветеранов педагогического труда Центрального района г. Калининграда. На смену В.А. Паршиной во главе школы пришла Анна Александровна Панфилова, работавшая до этого завучем.

В октябре 1976 г. с должности учителя математики средней школы № 43 на место заместителя директора по УВР в школу № 4 перешла Алла Владимировна Гуртиньш (с сентября 1980 г. она возглавила школу № 43, впоследствии руководила советом ветеранов педагогического труда Центрального района). В том же году в школу учителем математики пришла работать Людмила Николаевна Вольвач (Колесник) (ныне – директор МАОУ СОШ № 7 г. Калининграда).

В феврале 1977 г. в школу учителем биологии пришла работать Любовь Николаевна Терещенко (до 2020 г. занимала должность директора МАОУ СОШ № 8 г. Калининграда). В августе 1978 г. на работу учителем начальных классов в школу пришла Татьяна Ивановна Сошкина (в 1980-е годы руководила методическим объединением начальных классов). Из всех бывших и ныне работающих педагогов Т.И. Сошкина является самым преданным нашей школе – ее педагогический стаж работы в школе № 4 составляет 41 год!

В апреле 1979 г. директор школы А.А. Панфилова вышла на пенсию по выслуге лет, и.о. директора была назначена завуч школы А.В. Гуртиньш.

Выпуск 1979 года был одним из самых многочисленных по числу золотых медалистов в истории школы. Медалей высшей пробы за успехи в обучении были удостоены пятеро выпускников.

С 01.09.1979 г. после многочисленных перемен среди и.о. директора школы приказом заведующей Центрального роно А.М. Шатровой во главе учреждения была поставлена Аида Ахатовна Аминова, работавшая до этого завучем.

Частые перемены в руководстве школой во второй половине 1970-х годов отразились и на кадровой «текучке» специалистов – значительное число сотрудников, пришедших на работу в этот период, проработало от нескольких месяцев до одного-двух лет. Вместе с тем, именно в это время в школу пришли такие яркие и талантливые педагоги, как Л.Н. Вольвач, Л.Н. Терещенко, А.В. Гуртиньш, Т.И. Сошкина и многие другие.

1980-е годы

С 15.08.1980 г. на работу в качестве старшей пионервожатой школы была принята Г.А. Лисичкина (впоследствии работавшая на руководящих должностях в органах управления образованием г. Калининграда, ныне – директор гимназии № 1). В сентябре 1980 г. завуч школы А.В. Гуртиньш была переведена на работу директором школы № 43 г. Калининграда, а на работу в качестве учителя начальных классов в школу пришла Нина Александровна Маслова.

Осенью 1980 г. была предпринята попытка капитально отремонтировать находящийся рядом с основным зданием спортивный зал школы. Построенное в 1960-е гг. здание с двускатной черепичной крышей было уже непригодно для занятий. Какое-то время уроки физической культуры вынужденно проводились в подвальных помещениях.

С 27.08.1982 г. директором школы в порядке перевода из школы № 43 с должности заместителя директора по воспитательной работе была назначена Валентина Петровна Юрченко, которая на сегодняшний день дольше всех руководила школой (28 лет!).

Из воспоминаний директора школы в 1982-2010 гг., Заслуженного учителя РФ Валентины Петровны Юрченко

«Мой педагогический путь насчитывает более полувека. Закончила яВ.П. Юрченко - 0003.jpg Калининградский педагогический институт в 1964 г. и была направлена в совхозную восьмилетнюю школу Багратионовского района, затем работала в Луговской школе. В Калининград мы переехали в 1979 г. Я стала работать в школе № 43 на Советском проспекте заместителем директора по воспитательной работе по 1982 г. В школу № 4 я пришла работать 28 августа 1982 г. по приказу гороно. У меня уже был большой опыт в педагогике – 18 лет. Я всегда относилась к детям с любовью.
Школа насчитывала в то время 1000 учащихся. Работа велась в 2 смены, приходили в 8.00 и уходили в 20.00. Когда я пришла сюда работать, у нас не было спортзала, кабинета трудового обучения, их построили в 1983 г. Кадры учителей насчитывали 80 работников, среди них – ветераны Н.Ф. Попова, З.А. Жирова и молодые учителя у нас тоже были. Я давала открытые уроки, мастер-классы, проводили конференции, «круглые столы». Проходила различные курсы в Твери, в Москве и Санкт-Петербурге. Также я посещала школы Европы – Польша, Литва, Германия, Дания. Я всегда делилась впечатлениями с педагогами.
Наступает время перемен. Школе нужно было развиваться дальше, а для этого нужны средства. Раньше денег не выделяли на ремонт и поэтому необходимо было искать помощь. Конечно же, большой вклад внесли родители учащихся, но помимо этого у нас были так называемые «шефы» – это фабрика «Бытмебель» (руководитель – А. Якимов), ПМК-260 (Л. Стариков), Цапенко А.А. – начальник райфинансирования и, конечно, депутат городского Совета А.В. Кудрявцев, который помог нашей школе построить новую спортивную площадку. Стал появляться бизнес, который приносил доход – Л.А. Четырбок (учитель технологии) организовала в нашей школе малое швейное объединение «Алые Паруса», где шили постельное белье и многое другое. Благодаря сотрудничеству с ателье, мы продавали изделия. Мы проводили различные выставки декоративно-прикладного творчества благодаря М.Н. Кушнырь – она просто кудесница. Мастер-классы «Из бабушкиного сундука». В конце каждого учебного года мы проводили слет "Ученик года", где чествовали самых лучших учеников школы. Сначала это были только отличники, затем мы стали награждать и за успехи в спорте, в прикладном искусстве, в художественном направлении.
Наша школа первая стала сотрудничать со школой Литвы. Проводили конкурсы, олимпиады, фестивали. Литовский язык преподавал Милюнас Иосиф Иванович, затем пришли Е. Гудавичус и А. Кармилавичюс – учителя литовского языка. Помимо Литвы мы сотрудничали и с Германией – такие города как Бремерхафен, Рублеф, Бремен, Кельн, Гамбург и т. д. Именно благодаря такому сотрудничеству у нас появился стоматологический кабинет, оборудованный по последнему слову техники (подарок немцев). Также наша школа осуществляла туристические экскурсии в Ригу, Таллин, Москву – по программе «Мы – Россияне!»
Хотелось бы еще сказать о библиотеке. В первые годы открыли читальный зал, что сделало книгу «культом» в школе благодаря Савиной Р.Г. А сегодня Н.И. Юрченко расширила, осовременила работу с книгой. Библиотека –центр работы с учащимися, педагогами, где проводились уроки культуры чтения, инсценирования, праздники. Одним из лучших учителей физкультуры была А.В. Краснобаева. На стадионе «Пионер» проводились яркие, красивые праздники, «Зарница», «Орленок», смотры строевой песни. Из нашей школы вышли известные спортсмены: Дмитрий Заболотый (мастер спорта по боевому самбо) и Андрей Колесник – волейболист.
Наша школа имела связь с пединститутом, был образован малый факультет истории. Вели интересные уроки истории преподаватели из института Н.Ю. Никулина, И.А. Гордеев, на факультете экономики – Баринов.
Что касается кабинета информатики, то он, конечно, заметно отличался от нынешнего. У нас был только один компьютер на всех. Я тоже прошла специальные курсы по овладению навыками работы с компьютером. В школу пришла Л.С. Погнаева, учитель информатики. Она учила не только детей, но и учителей, так называемая система информатизации.
Хотелось бы отметить выдающихся учителей, с которыми я работа –учителя математики – И.В. Ферина, В.Д. Дмитриева, А.Н. Скачкова, И.А. Буткевич, Л.В. Соммер, Л.К. Меликсетян – ни одного провала на ЕГЭ и ГИА. Всегда помогали детям учиться, расти, развиваться.
Замечательные учителя – «Команда, без которой мне не жить»: Е.М. Мальцева, Ю.Л. Зоренко, Л.Н. Терещенко, Л.Н. Вольвач, И.В. Левченко, Н.В. Фендерова, В.А. Широкова, Е.И. Груцкая, Т.М. Иванова, Л.Ф. Уманская.
О.Е. Киселева – всегда поможет каждому, не безразлична к судьбе детей, ни одно дело без нее не обходится, именно благодаря Ольге Евгеньевне у нас существует традиция устраивать новогодний праздник для детей сотрудников школы.
Любовь к школе и к детям – основа работы педагогического коллектива. У нас был замечательный, сплоченный коллектив. И мне хотелось бы особо отметить учителей за верность школе, которые и сегодня в строю: Т.И. Сошкина, Т.Е. Березниченко, Н.М. Майорова, Е.В. Гудавичус, Л.К. Меликсетян, Н.А. Маслова, А.Б. Мисювянец, Ю.О. Зеленцова, М.Н. Кушнырь, Ж.С. Гойдина, Е.Д. Калинина, Н.И. Осадчая. Многие из них имеют награды и звания Почетного работника.
За путь длиною более 50 лет я получила различные награды: медаль 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в 1970 г., Отличник народного образования в 1976 г., Заслуженный учитель РФ, Памятная медаль 60-летия образования Калининградской области, Почетный работник образования Калининградской области, медаль за любовь и верность, утвержденная Медведевой С. – особая награда, и подарок благодарных родителей – книга «Успешные люди России», 5 том, которая издается за границей и в нее поместили статью обо мне, о моей работе в школе».

В 1983 г. был сдан в эксплуатацию капитально отремонтированный спортивный зал школы, соединенный с основным зданием галереей. Рядом со спортивным залом размещались слесарная и столярная мастерские для мальчиков.

С 1988-89 учебного года в школе в порядке эксперимента был открыт класс учащихся-шестилеток, появились кружки на платной основе. В этот период в школе работали следующие кружки: фотокружок, оформительский, танцевальный, краеведческий, театральный, юная мастерица, хоровой, вокально-хоровой, спортивно-краеведческий, ритмической гимнастики, по правилам дорожного движения.

1990-е годы

Летом 1990 г. пришли работать в школу № 4 в качестве учителей труда Людмила Александровна Четырбок (до середины 2010-х гг. – куратор совета ветеранов школы) и Маргарита Нургаязовна Кушнырь, а также учитель начальных классов Татьяна Евгеньевна Березниченко. М.Н. Кушнырь и Т.Е. Березниченко являются выпускницами нашей школы.

В августе 1991 г. в школу учителем физики пришла работать В.В. Сапожникова (с 1996 г. работавшая на руководящих должностях в администрации г. Калининграда и департаменте молодежной политики министерства образования Калининградской области).

В 1991-1992 учебном году по решению Управления народного образования Калининградского облисполкома в порядке эксперимента в школе был открыт малый факультет Калининградской Международной школы бизнеса по подготовке секретарей-референтов для работы в совместных и иностранных предприятиях, а также специализированные классы с углубленным изучением иностранных языков. Помимо углубленного изучения английского и немецкого языков учащиеся осваивали такие курсы, как «Секретарское дело», «Основы работы на ПВМ», «Основы рыночной экономики», «Кадровая работа», «Деловой этикет» и другие. Преподавание вели педагоги Калининградской Международной школы бизнеса.

В 1991 г. был создан школьный производственный кооператив «Ласточка» (руководитель – Л.А. Четырбок), занимавшийся пошивом одежды (позже преобразован в школьное предприятие «Ассоль»). Заработанные от продажи средства были направлены занятым ученицам производительного труда 5-11 классов (в размере 50 % от стоимости пошива).

В октябре 1992 г. учителем начальных классов в школу пришла работать ее выпускница – Елена Дмитриевна Калинина (Паникаровская).

В августе 1993 г. на работу в школу пришли учителем русского языка и литературы Анна Брониславовна Мисювянец, учителем иностранного языка – Татьяна Михайловна Иванова, учителем начальных классов – Наталья Михайловна Майорова. В сентябре 1993 г. в школу учителем физики пришла Елена Михайловна Мальцева (ныне – директор МАОУ СОШ № 11 г. Калининграда), а учителем истории – Виктория Александровна Широкова (Верещагина), ставшая в 2000 г. заместителем директора по воспитательной работе (с 2008 г. – на руководящих должностях в комитете по образованию администрации города, ныне – директор МАОУ лицея № 17). В том же году звание «Отличник народного просвещения» было присвоено 10 педагогам школы.

В 1993-1994 учебном году по договору с историческим факультетом КГУ на базе 10-11 классов в школе велась подготовка будущих историков на «малом факультете» КГУ. Среди дисциплин, преподаваемых университетскими учеными, были такие как «История культуры», «История религии», «Вспомогательные исторические дисциплины» и другие.

В феврале 1994 г. завуч школы Л.Н. Терещенко перешла на работу директором школы № 8 г. Калининграда, место завуча заняла Е.М. Мальцева.

В 1996-1997 учебном году в школе обучалось 1211 человек в 46 классах-комплектах. Самыми многочисленными были параллели 3-х, 6-х и 7-х классов (по 6 классов-комплектов). Рассчитанная на 800 учащихся школа с трудом могла проводить занятия в две полноценные смены.

В августе 1998 г. на работу в школу в качестве учителя музыки и организатора досуга пришла Ольга Евгеньевна Киселева, учителем математики – Анна Николаевна Скачкова, а в сентябре того же года учителем литовского языка – Елена Витауто Гудавичус.

В 1990-е годы были установлены тесные дружеские контакты со средними школами городов Польши, Германии, Литвы.

История школы № 4 в истории Калининградской области